索洛古勃短篇小说<弥裂之魂>中的辅音及其作用
芭比妥(論文一定且寫且保存吖)
这里想和朋友们探讨两个问题:
1. 以非母语者的身份体会另外一种语言文学作品中的语言音乐性,确实有很大困难,但也不是不可能。既然音乐无国界,我们也能在阅读《弥裂之魂》过程中、在生锈的小铁人儿出现时,感受到作者索洛古勃明显着墨于辅音带给我们的生涩、不适、甚至尖锐感。没想到此文也通过了编辑大人审核,得以见刊。那么也许,对于一部分的文学作品,翻译中流失的“音乐性”与“诗性”也是可以通过译者的合理、适度再创作再现的罢?
2. 此文原名为《Соединяющие души》,直译为“被联结起来的灵魂”。此处“被联结”为形动词而来、即具有形容词性特征特质的动词的形式,深入体会、再结合小说阅读带给我们的主人公灵魂不完整感,似乎感受到主人公的魂魄原已受损、小铁人儿“趁虚而入”地将自己之灵“注入”了他、而看到这一动态过程。于是翻译为“弥裂之魂”,不知是否恰当?
概述:
Согласные буквы и звуки играют большую роль в русском языке. Самая главная из них – смыслоразличительная. На примере произведения Сологуба Федора Кузьмича «Соединяющий души» рассматривается роль согласных букв при создании атмосферы произведения и с точки зрения построения слов и предложений. Делается акцент на мистической составляющей произведения, в связи с чем согласные буквы приобретают иною роль в данном литературном произведении.
正文:
Мы живем в мире звуков и букв, ведь они есть одна из составляющих нашей социальной жизни. С помощью них мы общаемся как устно, так и письменно. Одни звуки и буквы вызывают у нас положительные эмоции, другие – наоборот настораживают, волнуют, вызывают чувтсво тревоги либо же успокаивают и помогают отойти ко сну. Буквы создают слова, а слова вызывают определенные образы. При помощи комбинации слов, то есть предложений, а комбинация предложений, то есть рассказ, или же поэма и другое любое литературное произведение может оказывать эмоциональное воздействие на индивида, когда он читает литературные произведения.
1 марта 2018 года исполнилось 150 лет со смерти выдающегося русского писателя – Сологуба Федора Кузьмича. Поэтому целесообразным будет рассмотрение роли смысловых знаков – букв, а именно согласных на примере рассказа Федора Сологуба «Соединяющий души». Анализ данного произведения поможет нам понять как гений русского писателя, так и те языковые приемы, которые он использовал в своем рассказе и как они влияют на структуру рассказа в целом.
Однако следует сначала обратить внимание на личности писателя. Федор Сологуб был не только поэтом, но и прозаиком и публицистом. Одакно на этом его деятельность не кончалась. Помимо литературной сферы, Федор занимался переводческой деятельностью и был отличным педагогом. Его творчество и по настоящий день поражает своей самобытностью и неоднозначностью. В произведениях нет точного раскрытия персонажей, однако они все равно приводят читателей в состояния шока, а затем восторга и захватывают с первых страниц.
Интересен тот факт, что Федор Сологуб – это творческий псевдоним поэта. От рождения он был Федором Кузьмичем Тетерниковым. Ввиду того, что имидж поэта-символиста того времени требовал яркого имени, Федор вместе с коллегами по изданию были придуманы фамилии-псеводонимы, впоследствии ставшие нарицательными. Из списка фамилий для поэта была выбрана фамилия «Соллогуб», потому что такую фамилию носил один из знатных родов. Представителем этого рода был писатель и прозаик Владимир Соллогуб, поэтому, чтобы не путаться, Федор решает убрать одну букву «л».[1]
В 1906 году в газете «Народное хозяйство» опубликовывается рассказ Федора Кузьмича «Соединяющий души» уже под псеводнимом «Сологуб». В данном рассказе повествуется история о двух людях, чьи души не были соединены при рождении и «загадочном госте», задача которого эти души соединить. В учении каббалистов существует такая теория, что в одном теле может быть две души, самое главное их примирить. В противном случае получаетя некое «соседство» душ, не желающих мириться друг с другом. Сололгуб в данном рассказе поведал свою интерпретацию легенды про красную нить, соединяющую души.
«Соединяющий души» - не произведение о сладкой жизни того времени, и даже не о чем-то реальном, житейском. Наоборот, весь смысл заключается в мистической составляющей нашей жизни, которую мы обычно не замечаем. Художественное соответствие автор находит в бедной и грубоватой языковой форме повестсвования рассказа, которая лишена метафоричности, монотонна, без описания места действия всего рассказа и без характеристик самих персонажей произведения. Такая скупость и лакононичность позволили многим писателям того времени заметить тенденцию переходов от «гоголизма к «пушкинизму». Рассказ построен вокруг одного события – появления главному герою, Сонпольеву, образа «нечисти» - того, кто «соединяет» души. Примечательно то, что, действительно, описанию главных действующих лиц не отводится ни одной строчки в рассказе, поэтому можно только догадываться, кто такой Сонпольев, кто такой Гармонов, чем они занимаются в жизни и откуда друг друга знают.[2]
Сам рассказ начинается не с описания места действия, а с самого действия, автор нарочно кидает нас в гущу событий без какого-либо объяснения. Это объясняется тем, что неважно, где происходит рассказ, а что в нем происходит. Здесь и вступают в игру языковые приемы, которые Сологуб использвал для притворения мистической атмосферы всего происходящего в жизнь. Главными действующими лицами с языковой точки зрения ялвяются согласные буквы, которые в данном рассказе преобладают над гласными. Проанализировав данное произведение можно определенно сделать вывод, что почти во всех словах согласных букв больше, в то время как гласных в среднем 2-3, что навеивает на мысль о том, что согласные буквы служат тем барьером между двумя мирами: миром «таинственного гостя», желающего соединить души Сонпольева и Гармонова, говоря им, что их души были разделены и что их необходимо соединить. Таким образом достигается та мистическая атмосфера рассказа вдобавок к внезапному началу рассказа.
Посредством аллитерации – литературного приема, основой которого является повтор согласных звуков.[3] Удачное использование аллитерации Сологубом создают определенные ассоциации с главными действующими лицами рассказа. Так, например, думая о Гармонове, Сонпольев размышлял: «Так ненавидеть, так мучительно ненавидеть можно только то, что очень к нам близко. Но в чем же тайна этой дьявольской близости? Какой демон, и какими нечистыми чарами связал наши души? Столь несходные души! Мою, человека деятельной жизни, клонящейся к успокоению, и его душу, душу этого большеротого юнца, хитрого, как заговорщик, и медлительного, как трус. И почему в его характере такое странное наблюдается несоответствие с его наружностью? Кто выкрал из этого молокососа самую необходимую, самую лучшую часть его души?» Здесь четко прослеживается повтор буквы «н» как самостоятельной части слов, но и в совокупности с гласной буквы «е». «Ненавидеть», «нечистыми», «несходные», «несоответствие», «необходимую» - эти слова и звуки показывают все негодование Сонпольева отностительно Гормонова, ведь последний ему не нравился, но что-то постоянно их сближало, какая-то немыслимая мистическая сила, будто эти два человека были половинками единого целого.
Еще одним примером аллитерации служит объяснение «таинственного гостя» разделения душ. Говоря о том, что душа Сонпольева – это половина души некого юноши, произносит: «В этом юноше две обитали души, и одна из них теперь твоя, душа пламенных чувств и страстных желаний, вечно несытая, дрожащая душа.». Взглянув на слова «страстных» и «дрожащая» можно также сделать несколько выводов. Сочетание букв «стр» в слове «страстных» создает образ львиного рыка, ведь иногда в этом и заключается настоящая страсть. Человек готов «порвать» все, чтобы добиться чего-то ему нужного, особенно если это касается человека противоположного пола. Слово же «дрожащая», а именно сочетание букв «др» очень созвучно звукам, которые мы издаем, когда дрожим, будь то от холода, негодования, ярости или же от страха. Такой вид аллитерации называется звукоподражание[4], и он направлен на более конкретное представление о том, что говорится в произведении. Писатель определенным подбором звуков намекает на звуковую сторону происходящего. Сологуб не зря подобрал такие описания слов, его целью было наглядно, пробудив чувтсва и образы в читателе, показать, как с помощью языка можно манипулировать сознанием человека при чтении.
Не зря аллитерация являлась и до сих пор является самым распространенным типом повтора. Такая роль языкового приема объясняется доминирующим положением согласных букв в системе русского языка, ведь каждый звук несет определенную информацию. В случае согласных это смыслоразличительная роль. Такое обилие согласных букв в произведении Федора Сологуба показывает, насколько они важны для понимания слов и рассказа в целом. К примеру, если убрать из слова все согласные буквы, то получится набор звуков, по которым сложно определить само слово, однако же, если убрать из слова все гласные буквы, то останется возможность понять, что это за слово. Посудите сами: «оаая» ни о чем не говорит, не несет никакой смысловой нагрузки, а «држщ» уже позволяет дать несколько вариантов, что это за слово – «дрожащий», «дрожащая», «дружище» и т.д.
Подводя итог, можно заявить о том, что правильное использование согласных букв может сыграть большую роль при написании литературного произведения. С помощью согласных букв можно подчеркивать звуковой смысл слова, количество самих согласных букв в совокупности с тематикой произведения может приобретать совершенно иной смысл, как в «Соединяющем души», где согласные буквы служат неким барьером как между мирами «таинственного гостя» и Сонпольева, так и барьером между душами Сонпольева и Гармонова. Звукоподражание создает образы в голове у читателя для ощущения какого-либо действия или атмосферы рассказа. И с этим Сологуб Федор Кузьмич прекрасно справился.
注释:
[1] Маргарита Павлова. Федор Сологуб. Биография, творчество, интерпретации. // ИПК Коста, 2010 год
[2] Там же
[3] Маргарита Кожина, Дускаева Лилия, Владимир Салимовский. Стилистика русского языка. Учебник. // Флинта, 2018 год.
[4] Там же
《弥裂之魂》[俄]费·索洛古勃(著) 唐晶(译)
和谐先生都巴在青春的尾巴上了,还是没有一点规矩——不分什么场合都迟到早退,直到有一天他把梦游先生弄晕了他才开始意识到这一点。幸亏梦游先生工作的时候开了个小差,跟和谐先生回想了每次他们在一起的时候他那点勉强的礼貌,还不时蹦出几个刻薄的词。和谐先生脸刷红了,扭扭捏捏欠了欠身子。意识到梦游先生好像要对他说点什么,于是又起身坐好。
“把面具卸了!”梦游先生懊丧地继续说,“你到底怎么想的?”
“假装,”和谐先生小声咕嘟着,“当然了,有时候需要假装一下。”
“您这怎么理解?”梦游先生把意志都集中在了愤慨上,都快听不清他在说什么了,“您知道什么是面具吗?您怎么会知道什么是面具?没有那颗适当的心就不会戴上面具。怎么能把面具从脸上摘下来。要不是人的灵魂已经变得和面具相适应了,面具早就自己掉下来了。”
他沉默了,阴暗的目光盯着前方,而非和谐先生,那种第一次见到他就有的奇怪憎恨又一次涌向梦游先生,这种憎恨他曾一直试着隐藏在自己甜美的面具下。——梦游先生一次次地把和谐先生叫到自己这来,用一切赞美他的诗歌,——但每次都不知怎么,说着说着就开始对他说邪恶粗暴的话,又开始厌恶他的迟缓,怎么看他都是个不敞亮的狡猾之人。
和谐先生累了,道了别,离开了。
迷糊先生又一个人呆着了,为工作被打扰了有点遗憾,但也没了工作的心境,被一种黑暗的怨恨折磨着。
黝黑的、不起眼的、大概是青年时代的和谐先生,——他身上有种……某种程度上来说,一种天生的招人烦?一张大嘴,长脸,非常黝黑,干什么都很缓慢,一副黏糊糊的嗓音——说起话总让人觉得他说话模棱两可、意犹未尽。
迷糊先生懊恼地在办公室里走来走去,走到墙面前停下来,开始对墙说话。
咱们现在啊有很多人,常对着一面墙长篇大论——而说的还确实非常有意思!
迷糊先生说:“真讨厌,真是讨厌这种这么近的距离。这种邪恶的近距离隐含着什么呢?是什么恶魔、什么样的妖术把我们的心灵缠在一起?把这么不同的心灵缠在一起!我要把这个人的苟且着安稳的生活给它洗干净,还要洗干净他的心灵,洗干净这个大嘴巴后生的心灵,他狡猾得像个阴谋家,干什么都缓慢得像个孬种。为什么他的长相跟性格一点不搭?谁偷走了这黄毛小子心灵中最重要、最好的那一块啊?”
他几乎是嘟哝着说了这些,然后大声喊叫、滥斥道:“到底是谁偷的?是什么人还是人类的敌人?”
然后他听到了一个奇怪的回答:“我。”喊出这个字的声音非常尖细,就像生锈的钢忽然发出刺耳的嘎嘎声,但又很阴沉。
迷糊先生打了个哆嗦,看了一圈,办公室里没其他人。
他在圈椅上坐下来,阴郁地看着桌面,上面铺满了书和纸,他等待着。
等待着未知的什么东西。他开始为自己的期待感到恐惧,大声说:“喂,你干嘛藏起来?你刚才已经开始说话了,那就出来吧。说吧,你想说啥?你要说啥?”
他竖着耳朵,神经崩得紧紧地。他好像感觉到一个小小的声响,好像小管子在响。
忽然——他听到一阵笑声,一阵生锈了的钢铁的刺耳的声音,绝对是工厂里弹簧啊发条那些玩意发出来的。它们在寂静的夜里,抖动着发出清脆的声音。梦游先生一把把威士忌抓在手里,胳膊肘支在桌子上,仔细地听着。笑声像机器关机一样均匀地安静下来。但可以清楚地听出来,声音发自很近的一个地方,甚至就像从桌子上发出的。
梦游先生继续等待着,然后瞪大眼睛盯着一截小管子,他嘲笑地向它问道:“小不点,刚才是你在笑吧?”那个尖细的声音带着同样的嘲讽回答道:“不是,你弄错了,完完全全弄错了。我——不是那个小不点,你听到小不点发出黏黏的声音了吗?观察力真差。”
然后笑声又传来了,又是生了锈的弹簧猛烈扭动时发出的刺耳的声音。
梦游先生说:“我不知道你是谁,我哪能知道呢!因为我都看不见你。我就知道你和你的同伙一直在我们人类周围,一直在我们身边乱窜、唤起我们脑子里邪恶的怨念,你们却从来不敢现身。”
弹簧声回答道:“我就是为这个来的,来跟你聊聊。我喜欢跟你这种人聊天,这种只有一半心灵的人。”
梦游先生不再发声,已经在等着笑声再传来,他想着:“它应该会说些什么来填补这些令人发指的笑声的间隙吧。”
果然,阴森的不速之客实际上已经把聊天方式变成了这样:说几句,发出一阵尖细的钢铁生锈般的笑声。就好像是它用说话继续的力气把小弹簧压下去,然后一定要大笑着把它弹回来。
话音如同机器关机那样静下来,它又该笑了,不速之客从小不点那个地方出现了。
它非常小——总共,从头到脚,就小拇指头那么大。钢铁般的灰色。因为很小、动作又很快,看不清那股阴沉沉的金属闪光色来自它的身体还是身上装备调制得和身体完全服帖的衣服。但是不管是什么,它的身体还是衣服非常熨帖,像是有意弄的分不出来。
躯体像是个粗粗的小桶,腰那里宽一点,肩膀和腿根窄一些。胳膊和腿都一样长、一样粗,一样灵巧、一样柔韧,这让胳膊看起来有点过长过粗了,而腿有点不成比例地又短又细。脖子非常短,脸就指甲那么大。两只脚分得很开。小身体下面还有个小疙瘩还是尾巴的东西。这样的小疙瘩在肘子下面的两侧也有。它活动起来又快、又利落,透着一股自信。
这个小怪物在小管子的上坐下来,一只腿像羽毛一样晃着,这样坐着更舒服点,又静下来。
梦游先生盯着它的脸,它的脸瘦瘦的、灰灰的、非常平。小小的眼睛一闪一闪,嘴巴很大,两只耳朵鼓鼓的、高高朝上翻着。梦游先生坐着抓起丑八怪小怪物的胳膊和腿。
梦游先生问道:“亲爱的来客,你要跟我说什么呢?”
一个机器般的、尖细地刺耳的、又像生锈一般的小声音回答道:“人都有一个头脑,有一个心灵,你想一想你所有过去的一切吧——想一想你自己最原始的、最开始的那三天,那时候你的头脑和心灵还存在在同一个躯体里。”
说完又笑起来,笑声又尖利又大声,非常刺耳。一边笑着,机械小怪物用手立了起来——于是梦游先生看到了在尾巴的位置那里那个圆鼓鼓的小东西原来是它第二个头——这个头和第一个头看起来完全一样。也许因为它们都太小了,也许就是一样吧,反正梦游先生没看出有什么不同。两只胳膊像铰链一样立着,跟腿完全一样,第一个头暗淡下去,躲在腿一样的胳膊中间;之前我们以为的腿像机器支架一样举着身体,像真正的胳膊一样活动着。梦游先生惊异地看着自己奇怪的小访客。来客扭来扭去地跳着圆圈舞,跳完了又开始默不作声,然后又开始笑,接着第二个头开始说话了:“你的心灵到底完不完整,它到底有没有意识,这些你都想过吗?你觉得自己不同的器官各司其职,这种美妙多值得骄傲——你就是这么想的,我身体的每一个部分都在履行着自己的职责,发挥着自己既定的功能。但是,愚蠢的人类啊,你告诉我,你那些关于自己最初的原始记忆你都保存在哪里去了?在你那个头脑里有你出生以前全部的记忆。但你只记得模模糊糊的一点点印象,你的智慧和狡猾都是因为这一点点印象——但灾难就在这里,你只有脑子。”
来客又发出它那铁锈般的哈哈笑声——只不过这一次笑得格外地长。一边笑着一边跳着圆圈舞、翻着跟头。然后用一只胳膊、一只腿站立着停了下来——如果还需要区分它四个小四肢是腿还是胳膊的话——然后又像个机器一样翻了过来,这会才能看出来,其实它身体两侧那两个小鼓包也是它的脑袋。每一个小鼓包都在说话、都在笑,还挤眉弄眼地做着鬼脸。
“安静下来!”梦游先生愤怒地叫到。
来客还是跳着舞、又叫又笑。
梦游先生想:“够了,把它碾死吧。或者用点劲一把把这个邪恶的小恶棍打死。”
来客依旧哈哈大笑着扭来扭去。
“不能用手,”梦游先生想,“它可能会把手烫伤,能不能用刀剁碎?”
他打开折叠小刀,快速用刀头瞄准一下子切向小怪物的身子中间。四头小怪物缩成了一团,摇晃着自己的四肢,发出尖利的笑声。梦游先生把刀扔在了桌子上。
“邪恶的坏蛋!”他喊道,“你到底来我这想干嘛?”
来客跳上了墨水瓶的瓶盖,一只腿站在上面,高举起手,用鼻音刺耳地叫道:“有一个头脑的人啊,你想一想自己久远的过去,想想当你和他还在一个身体里的过去吧。当你们取得那卓越的功勋,再想一想圆圈舞、在那骇人的时刻的圆圈舞。”
周围忽然变暗下来,哈哈声又来了,嘶哑阴沉。梦游先生感到天旋地转……
黑暗中缓缓出现一些浅色的圆柱体,不太高,隐隐闪着火光。在暧昧的空气里呢喃着火红色的字句,长笛轻轻地吹着,它们均匀地迈着轻轻的脚步,跳着圆圈舞——迈着美丽的、年轻的脚步。
梦游先生非常惊讶地发现自己变得年轻力壮,都能在书桌上跳圆圈舞。一张布满皱纹、蛮横狡黠、微微迷醉的脸望着他,享受欢宴那般哈哈大笑着。梦游先生非常快乐,他喜欢光膀子的、跳圆圈舞的年轻的自己。
梦游先生吃惊地感到一股洪水般的怨恨向他扑来,意识开始朦胧。他两只胳膊乱晃着,在飞速的圆圈舞中越过欢宴。深红色的仇恨之雾遮掩了他的双眼。
就在这时,他的另一半心灵苏醒过来,它狡猾而又如野猫般谄媚。年轻的身体狂荡地笑着,身边飘过一个稳当当跳着圆圈舞的文静温柔的娇童,同样满意地笑着。年轻的腿脚和赤裸的身体仿佛沉浸在盛宴中。怨恨再次袭来,忽然明亮的眼睛笼罩在深红色的迷雾中,双手因邪恶的力量而震颤。年轻人脸上浮起一丝狡黠的笑。
一个邪恶的声音低声呢喃着:“我们还要这样徒劳地转多少个圈?够啦,够啦。结束吧。”意志也在随着声音推波助澜。轻轻地,两颗心稳稳飘合,并在一起,怨恨之心和狡猾之心。年轻人仿佛被什么猛地击中,轻盈的双腿敏捷地迈着漂亮的舞步。尖叫、慌乱,一切混成了一团……又成了一片黑暗。
梦游先生苏醒过来:刚才那些桌上的小怪物、舞步和笑声,都是幻觉吧。他问道:“这都是怎么回事?”但那个回道:“你曾年轻时,两颗心都在你身体里栖息。而如今只剩一个了,只剩那个被达不到的欲望炙烤着的、永远随着身体颤抖着的那一个。”颤抖的笑声快要刺穿耳膜,小怪物也跳起了圆圈舞。
“停!不要跳了!”梦游先生尖叫道,“看起来你是想说,那个曾经的年轻人的另外一颗心就在那个赢弱可恶的黑黝黝的人的身体里?”来客的笑声戛然而止,大叫起来:“你终于明白了我想要为你揭示的秘密。现在你应该猜到了,我为什么来找你,还有我是谁了吧。”梦游先生不再等待笑声来刺耳,他回答道:“你,就是合二为一的心。但你为什么不在我们出生的时候来帮我们呢?”小怪物滋滋响着皱缩成一团,呼呼转起来,向空中抛起自己其中一个脑袋,大叫道:“我们现在来修正吧,如果你想要我这么做的话。你想吗?”“想!”梦游先生立即答道。“新年的晚上把他叫到你这来,然后叫我。你就拿着我这个小脑袋……”
小怪物快速向台灯跑去,爬到底座上,缩成了一根细细短短的黑头发继续道:“烧一下它,我就来了。但你要知道,合二为一以后,不论你还是他,都不再独立存在在自己的世界了。从此只有两颗永远共存的心,但它既不是你的,也不是他的。”说完就一下子消失了,还弥留那嘶哑尖利的哈哈声,只是梦游先生面前什么都没有了。只有灯座上一根黑头发提醒着他消失的客人曾经来过。梦游先生拿起头发,藏进小纸片里。
转眼离新年的最后一晚只剩半天的时间了,梦游先生旁边坐着和谐先生。他们小声地说着话,好像出于害怕有意压低嗓音。梦游先生问道:“您不怨我请您来赴这种寂寞的晚宴吧?”黝黑的年轻人大咧着嘴笑着,牙齿显得尤其白。他讲着一些冗长无聊的东西,梦游先生打心眼里不想听,于是他把话题引到和上次小怪物的谈话有关的问题上: “您还记得您的曾经吗?”“整日惶惶不安啊,”和谐先生答道,但显然他没有听明白梦游先生的问题,他还以为他问的是童年呢。梦游先生懊丧地皱了皱眉,开始解释他真正想说的。但他又感到要解释清楚需要更冗长更混乱,这使他更懊丧。和谐先生看明白了,他开心起来,脸颊微微泛红。“哦,哦!”他像往常那样兴奋地说,“我时不时也会想一想我的曾经,那是种很奇怪的感觉。好像曾经的生活更饱满、勇敢、自由,好像可以做现在很多不敢做的事情。”“那您觉得,这有什么不对劲吗?”梦游先生激动地问,“就好像您缺失了一些什么?就好像存在中最重要的某个部分不完整了?”“对,对!”和谐先生道,“正是这种感觉。”“那么,您想修复这种缺失吗?”梦游先生接着问,“再和从前一样那么完整、勇敢,重新和原始的过去一样,轻盈年轻的自由与所有缺失了一半的生命都美妙地合在同一个身体里,那才是我们人类与生俱来的样子。比完整更完整——听着在心中跳动的脉搏变得加倍有力。那是另外一颗心回归之后,对烈焰般的排异对抗后产生的英勇和坚韧的伟大奖赏。”“对,对!”和谐先生说,“我也时时梦想着能够这样。”梦游先生惊恐地看着这个黝黑青年不可思议的勇敢的脸庞,他害怕这张脸会让他失望,他发起抖来。
深夜即将来临。“就是这个,”梦游先生低声说,“我手里就有能帮我们实现梦想的东西,您真想要吗?”“想。”和谐先生毫不犹豫地答道。梦游先生抬起眼睛,坚定地盯着和谐先生,仿佛想得到他同样坚定的支持。然而在这对直勾勾盯着他的黑眼睛里并没有本应有的如火热情,梦游先生只看到了装着不完整心灵的狡猾和冷漠。他想,在自己炙热的注视下和谐先生的眼睛应该也就会燃起狂喜和烈毒了吧,可是黑黝黝的脸庞忽然变的严肃而意味深长。
“您真的想?”梦游先生又问。对方很快地坚决答道:“是的。”这时,仿佛有另外一个尖利的声音模糊飘来:“渺小而狡猾的现代人啊,你们的心合二为一以后,将会是种来自原始记忆中的英勇感受。因为狡猾的心将与被怨恨燃烧的心合二为一。在这庄重的时刻,告诉我,你真的确定要把自己的心与另外一颗相结合?”和谐先生依然毫不犹豫地立刻回答:“是的。”
梦游先生侧耳辨认着这个好问的声音,听出来,这就是它,不会错:说着“是的”的和谐先生已经沉醉在美妙来客的金属生锈般的哈哈声中。梦游先生问:“但是您要知道,以后您就不会再有独立的自己的乐趣。——要可以的话,那我们开始——因为我们都将死去,解放我们的心,让它们合二为一。以后将没有我,也没有你,而是成为有着烈焰般的思想与寒冰似的行尸走肉。我们都得把身体躯壳让给它,而在躯壳里悄悄地流淌着我们俩共同的灵魂。我的朋友,您对这骇人的一切做好准备了吗?骇人却伟大的改变。”
和谐先生有点害怕了,尴尬地笑笑,但那笑被和谐先生炙热的目光烤灭,恍惚间他仿佛被施了不能抗拒的咒语,发出毫无死气沉沉的黯淡的声音:“我决定了。我准备好了。我不怕。”梦游先生用颤抖的手指拿出了夹在纸片中的小怪物头发,点上蜡烛,为他神秘的四头小怪物做好准备。此刻的梦游先生仿佛一团灰色飘忽的魅影,轻柔地抚摸着白色蜡烛柔顺的表面,晃着隐隐燃着的火苗,点燃。和谐先生大睁着双眼,不敢作闪,紧紧盯着眼前的一举一动。梦游先生将头发捻上烛火,头发被烤的微微卷曲、发红,突然冒起火光。它缓慢燃烧着,静静地发出有韵律的噼啪声,就像小来客哈哈笑着。然后小来客居然神奇地扭动着身体,从蜡烛中钻了出来。他跑到桌子中间,看了看头发,看了看年轻人,断断续续含含糊糊地嘀咕着什么,每说一句都嘶嘶啦啦笑几声,跟蜡烛还在烧头发似的。小来客嘀咕的话很简单,却可怕。就在梦游先生在烛火上烤头发的时候还不等他反应那些含糊不清词句是什么意思,那些句子就飘进了梦他的意识里。他忽然害怕起来,竖起耳朵听着那些简短讥笑的声音:“懦弱的心啊,一般都是那么小的一小颗。”梦游先生惊恐地抬起头,望向和谐先生。这个黝黑的年轻人诡异地定住在椅子上,面色惨白,汗水从额头上一滴滴留下来。嘴巴被扭曲出勉强诡异的笑,等他发觉梦游先生看着自己时,想要挣脱那股控制他的意志,于是嘴巴变得更扭曲了,簌簌作响:“我很害怕,很疼。我不要了。”忽然,如同狡猾胆小又邪恶的猫,一个荒诞丑陋的笑拱上他鲜红的嘴唇,吹灭了那根燃尽的头发。头发上的火苗在细长的涓焰上晃了晃,熄灭了,青烟散向静谧的空气,又被来客的怪笑声撕裂:“不行啦,不行啦!”卑鄙的声音回应道。
和谐先生依然坐着,笑容变得愧悔邪恶。梦游先生盯着他可怖的眼睛……
隔壁房间传来新年的钟声,小怪物嘶哑的叫喊伴着刺耳的哈哈笑踩在每一声钟响:“不行啦!不行啦!不行啦……”它扭动着身体转着圈,陶醉得快要融化在昏暗萎靡的暗黄台灯下。当第十二下钟声响起,当旧年的最后一个声响也消失了,它最后一句邪恶的“不行啦”也消散了,当随着这一切都消失了的小怪物尖利的笑声也消失了……和谐先生站起来了,仿佛沉浸在摆脱了杀身之祸的喜悦中,他缓缓地发出慢吞吞、慢吞吞的声音:
“新年好啊。”